Утилизация б/у деревянных шпал

Уникальные решения по переработке отходов

Б/У шпалы утилизация

Проблемы утилизации

Проблема утилизации железнодорожных шпал — острейшая для транспортной отрасли.

Ежегодно только РЖД выводится из производственного использования миллионы штук деревянных шпал. Для предотвращения гниения они пропитаны антисептиками, что делает их экологически опасными. Региональные полигоны промышленных отходов в основном переполнены, и подразделения дорог нередко вынуждены накапливать отслужившие срок шпалы в местах, не предусмотренных для их хранения, или несанкционированно реализовывать населению, или сжигать с нарушением санитарных норм.

  • Предлагается утилизировать отработанную деревянную шпалу путем пиролиза в углевыжигательных печах. В процессе утилизации получается древесный уголь, горючий газ, тепловая и электрическая энергия.
  • Технология.
    Термическое разложение отработанной деревянной шпалы на стационарных перерабатывающих комплексах, перевод вредных веществ в неактивную форму, попутное получение теплофикационной воды/пара, древесного угля, брикетированного печного топлива, электроэнергии.
  • Технические характеристики.
    Один стационарный комплекс позволяет перерабатывать в среднем 320 шпал в сутки  (это 25 тонн, или 50 м3  деревянной шпалы) и получать до 5 тонн/сут твердого печного топлива, пригодного для сжигания в вагонных котлах, а также до 40 гигакалорий/сут тепловой энергии.

    Достаточное количество комплексов, их расчетную мощность с учетом планируемого количества утилизируемых шпал, размещение и соответствующие затраты необходимо определить технико-экономическим обоснованием.

  • Принципиальная схема утилизации.

    Шпалы подвергаются пиролитическому разложению в энерго-технологическом комплексе. Выделяемые при разложении древесины и пропиточных масел пиролизные газы сжигаются в топках, являясь источником тепла, а шпалы превращаются в древесный уголь.

    Поддерживаемая в топках регулируемая высокая температура позволяет обезопасить и обезвредить выбросы в окружающую среду.

  • Энерго-технологический комплекс.
    Энерго-технологический комплекс включает в себя:
    — склад отработанных шпал;
    — углевыжигательные печи с котлами-утилизаторами;
    — насосную станцию;
    — склад готовой продукции;
    — административно-хозяйственные постройки.

    Основой энерго-технологического комплекса является многоретортная углевыжигательная печь.

    Отработанные шпалы загружаются в реторты без предварительной разделки.

    Обогрев печи производится выделяемыми пиролизными газами. Их непрерывное горение обеспечивается цикличностью загрузки-выгрузки реторт. После окончания истечения пиролизного газа из реторты выгружается древесный уголь, и загружается новая порция шпал.

    На выходе печи устанавливается жаротрубный котел-утилизатор заданной мощности.

    Получаемый в процессе утилизации древесный уголь является продуктом повышенного сезонного спроса.

    Древесный уголь может быть использован для собственных нужд РЖД (отопление котлов, титанов, и пр.), или реализован.

    Образующаяся в процессе возгонки мелкая фракция гранулируется, или продается производителям брикетов. 

    Тепловая мощность, генерируемая комплексом, зависит от числа одновременно загружаемых реторт.

    Из одной тонны отработанных шпал производится 200 кг древесного угля и 1,5 гигакалории тепловой энергии.

    Типовой комплекс для утилизации 10 000 шпал в месяц состоит из 2 печей, которые производят 160 тонн угля и 1200 гигакалорий тепла.

    Стоимость гигакалории тепла, произведенной на комплексе, в 2,5 раза ниже традиционной.

    Комплексы могут располагаться в энергодефицитных районах и снабжать их теплом и ГВС.

    Имеется возможность использования газопоршневых электростанций на пиролизном газе для выработки электроэнергии.

  • Экономическая целесообразность проекта.
    Проект становится экономически целесообразным при проявлении РЖД интереса к продуктам, возникающим в процессе утилизации деревянных шпал:
    • Переводу подвижного состава на отопление древесным углем, и ежегодной продаже квот по Киотскому Протоколу за счет снижения вредных выбросов, возникающих при использовании других видов топлив, и естественном разложении отработанных шпал. 
    • Эффективному использованию генерируемой энергии в энергодефицитных районах.